02:23 СЕМЕЙНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЕЛИСАВЕТГРАДСКОМ УЕЗДЕ. | |
(Материалы по обычному праву).
CТЕПЪ. Херсонський беллетристычный сбирникъ. — Херсон — С.-Петербург. Типография В. О. Балешева,1886. - 391 с.
совершенно исключительных условиях: это бывшее военное поселение, в котором с самого момента перехода бывших военных поселян на оброк стоит постоем 2 или 3 эскадрона конного армейского полка. И, не смотря на то, что при военно-поселенческом режиме во всей своей неприкосновенности царили известные Аракчеевские правила о благоустройстве в сёлах южных поселян, предусматривавшие не только столь важные предметы, как раздел имущества, сельские порядки и т. п., но и формы построек, число окон в жилых домах и проч., несмотря на то, что военный постой не мог не повлиять растлевающим образом на нравы населения,— не смотря на все это, в народной среде осталось ещё много старых воззрений на право и на взаимные отношения людей между собою. На сколько старые общественные порядки уступили место новым, ведущим своё начало от упомянутых выше правил, на столько же в интимной, личной жизни почти всё осталось по старому: сгладилась только отчасти, как увидит читатель ниже, прежняя суровость, исчез древний пуризм в народной этике, красной ниткой проходивший через все обычные отношения между предками нынешних обитателей уезда. «Время жертв искупительных просить», - сказал поэт. И этому времени сделала уже много уступок крестьянская масса: вместо прочной одежды из домашнего холста и сукна она носить ситцы, миткаль и дешевое фабричное сукно, вместо прежней суровости, преследовавшей всякого, преступившего дедовские обычаи, мы видим теперь если не полную терпимость, то безразличное отношение к нарушителям традиций; даже позор, падавший прежде на голову «согрешившей» девушки (покрытки), теперь не проявляется с такою ужасною силою, как это было в старину. Городская «цивилизация» заманчива и сильно привлекает падкую до новинок молодеж, приносящую из города в деревню вместе с "модной кофтой в три оборки" и модной солдатской песней и такие «модны» явления, от которых старикам приходится открещиваться, которые служат базисом для коренной ломки взаимных от- ношений между селянами. И хотя эта ломка производится медленно (так как деревня всеми мерами старается отстоять свою самостоятельность), но все таки она существуешь, выражаясь наиболее резко в этических воззрениях народа.
Владимир Ястребов - рецензия на сборник СТЕПЬ в журнале КИЕВСКАЯ СТАРИНА 1887 год №1
| |
|
Всего комментариев: 0 | |