17:24 Григорий ЗЛЕНКО. АДРЕС для мемориальной доски - ФЛОРОВСКИЕ | |
ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ РАЗОРЕННОМ «КУЛЬТУРНОМ ГНЕЗДЕ» _________ "ВЕЧЕРНЯЯ ОДЕССА" 1 февраля 1991 года. Свил это «гнездо» Василий Антонович Флоровский — человек глубокого ума и деятельного характера. Общественный его статус в предреволюционной Одессе был довольно высок: протоиерей Преображенского собора, председатель и член ряда братств, обществ и советов. Говорят, что одно время Флоровский возглавлял Одесскую духовную семинарию. Подтверждений этого факта в местных печатных источниках я не нашел, но, листая разные справочники и каталоги, заметил, что Василий Антонович не чуждался пера, оставил несколько опубликованных работ, в частности, брошюры «Столетие со дня освящения Одесского кафедрального Преображенского собора (25-го мая 1808—1908 гг.» и «Краткая историческая справка по делу благоустройства Соборной площади и ограды вокруг Одесского Преображенского собора». Семейство Флоровский имел большое — и всем детям дал хорошее образование: три сына и дочь закончили Новороссийский университет, постигли книжную премудрость и приумножили ее. Когда знакомишься с отчетами о деятельности Одесского библиографического общества за 1911 —1921 годы, то и дело встречаешь имена Василия Васильевича Флоровского, ставшего известным врачом, Антония Васильевича Флоровского — крупного историка, Георгия Васильевича Флоровского — неординарного философа и Клавдии Васильевны Флоровской — библиографа и педагога. Они выступали с обстоятельными докладами, рецензировали новые издания, заботливо собирали сведения о минувшем родного города и края. Записи об этом да список книг, статей и заметок Флоровских, обнародованных в разных изданиях, заняли в моей рабочей тетрадке добрый десяток страниц. Затрудняюсь сказать, сохранили ли своё значение исследования Василия Васильевича, посвященные многочисленным вопросам практической хирургии. Но его «Одессика. Библиография материалов по истории города Одессы», потрясающая сводка «Самоубийства детей в Одессе за десять лет. 1903—1913 гг.», наконец, статистические выкладки о работе местной станции скорой помощи, конечно же, привлекают внимание и теперь, ибо составлены с достойной подражания тщательностью. Что касается работ Георгия Васильевича, то им, прибегая к словам поэта, как винам, пришел черед. С особым интересом вчитываешься ныне в статьи «Из прошлого русской мысли» (по поводу книг Н. Бердяева «А. С. Хомяков» и М. Гершензона «Образы прошлого»), «Новые книги о Владимире Соловьеве», в отклики на первый том полного собрания сочинений Ф. Ницше, сборник «Новые идеи в философии», переводы работ В. Вундта «Введение в психологию», «Проблемы психологии народов» и «Основы искусства». Только что возвращены нам и Бердяев, и Гершензон, и Соловьев, и Ницше; оценку сегодняшних их интерпретаторов сравниваешь с мыслями Георгия Флоровского и убеждаешься, что его суждения не потеряли ни энергии, ни цвета. На полке Антония Васильевича — публикации, что называется, вечные: они сплошь основаны на архивных материалах, которые потом в значительной части были утрачены, а стало быть, сами превратились в источниковый документ. Назову лишь некоторые из них: «История текста «Положения» о выборах депутатов в Законодательную комиссию 1767 г.», «Два произведения Екатерины II для Законодательной комиссии 1767—1774 гг,», «Депутаты Войска Запорожского в Законодательной комиссии 1767 г.», «Из истории екатерининской Законодательной комиссии 1767 г. Вопрос о крепостном праве», «Из материалов по истории прикрепления крестьян в Южной России», «Освобождение крестьян по проектам губернских комитетов Новороссийского края». Широко известно, что одна из работ Антония Флоровского «Воля панская и воля мужицкая. Страница из истории аграрных волнений в Новороссии 1861 —1863 гг.», изданная в Одессе в 1921 г., находилась в составе кремлевской библиотеки В. И. Ленина. Увы, спустя год после выхода книги, Антоний Васильевич очутился вдалеке от Одессы; вместе с большой группой замечательных отечественных ученых он был выслан из Советского Союза. Что послужило причиной, до сих пор не ясно. По одним данным, изгоняли Георгия Васильевича — одного из соавторов нашумевшего в свое время сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев», который появился в Софии в 1921 году, а вместе с ним «замели» и брата. По другим данным, Георгий Васильевич эмигрировал сам в 1920 году; Антония Васильевича чекисты просто «пристегнули» к нему, не дав себе труда разобраться в его настроениях. Так или иначе, но «культурное гнездо» Флоровских в Одессе было разорено. Георгий Васильевич и Антоний Васильевич очутились в Праге. О судьбе Василия Васильевича и Клавдии Васильевны никаких сведений пока что мне не удалось найти. Дальнейший путь Георгия Флоровского таков. Он защитил в Пражском университете магистерскую диссертацию о Герцене, преподавал, выпустил в Софии книгу «Достоевский и Европа» (1922). С образованием в Париже Богословского института был приглашен туда вместе с философом Сергием Булгаковым, читал курс патрологии, занимался научной работой, издал еще три книги: «Восточные Отцы IV века» (1931), «Византийские Отцы от V до VIII веков» (1933), «Пути русского богословия» (1937; 2-е изд., 1981). Годы войны провел в Югославии. Затем переехал в Нью-Йорк, где стал профессором и деканом Св. Владимирской духовной академии. После 1955 года преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах. Умер в Принстоне 11 августа 1979 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Недавно одна из статей Георгия Васильевича — «Религиозные темы Достоевского» — переопубликована в Советском Союзе; она включена в сборник «О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 годов», откуда заимствованы мною сведения о зарубежной «одиссее» ее автора. Антоний Флоровский до конца жизни, оборвавшейся, по непроверенным данным, в 1960-е годы, оставался в Праге, был профессором тамошнего университета. Здесь увидели свет его разнообразные работы: «Почитание св. Вячеслава, князя чешского, на Руси» (1929), «Чехи и восточные славяне» (т. 1, 1935; т. 2, 1947), «Русские в Марианских Лазнях» (1947) и другие. Пушкинистам хорошо известны его исследования, опубликованные в 1959 году, — «Дневник графини Д. Ф. Фикельмон» и «Пушкин на страницах дневника графини Д. Ф. Фикельмон». На закате дней Антоний Васильевич пытался возобновить связи с Одесским университетом, однако письма его, кажется, остались без ответа... Увидим ли когда-нибудь в Одесском литературном музее уголок, посвящённый Флоровским? Покаемся ли перед ними, разбросанными по белому свету отнюдь не по своей воле, хотя бы установлением мемориальной доски на доме № 12 по Соборной площади, где находилось одно из примечательнейших «культурных гнезд» города?
Григорий ЗЛЕНКО. Член Союза писателей СССР.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |