Главная » 2021 » Январь » 11 » СЕМЕЙНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЕЛИСАВЕТГРАДСКОМ УЕЗДЕ.
02:23
СЕМЕЙНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЕЛИСАВЕТГРАДСКОМ УЕЗДЕ.

(Материалы по обычному праву).
________________

Мария ГАНЕНКО

 


 

CТЕПЪ. Херсонський беллетристычный сбирникъ.

— Херсон — С.-Петербург. Типография В. О. Балешева,1886. - 391 с.


*******
Предлагаемые ниже материалы собраны в нескольких селах Семенастовской волости и в селе Большой Выске Елисаветградского уезда. Послед­нее селение находится в

совершенно исключительных условиях: это бывшее военное поселение, в котором с самого момента перехода бывших военных поселян на оброк стоит постоем 2 или 3 эскадрона конного армейского полка. И, не смотря на то, что при военно-поселенческом режиме во всей своей неприкосновенности царили известные Аракчеевские правила о благоустройстве в сёлах южных поселян, предусматривавшие не только столь важные предметы, как раздел имущества, сельские порядки и т. п., но и формы построек, число окон в жилых домах и проч., несмотря на то, что военный постой не мог не повлиять растлевающим образом на нравы населения,— не смотря на все это, в народной среде осталось ещё много старых воззрений на право и на взаимные отношения людей между собою. На сколько старые общественные порядки уступили место новым, ведущим своё начало от упомянутых выше правил, на столько же в интимной, личной жизни почти всё осталось по старому: сгладилась только отчасти, как увидит читатель ниже, прежняя суровость, исчез древний пуризм в народной этике, красной ниткой проходивший через все обычные отношения между предками нынешних обитателей уезда. «Время жертв искупительных просить», - сказал поэт. И этому времени сделала уже много уступок крестьян­ская масса: вместо прочной одежды из домашнего холста и сукна она носить ситцы, миткаль и деше­вое фабричное сукно, вместо прежней суровости, преследовавшей всякого, преступившего дедовские обычаи, мы видим теперь если не полную терпи­мость, то безразличное отношение к нарушителям традиций; даже позор, падавший прежде на голову «согрешившей» девушки (покрытки), теперь не  про­является с такою ужасною силою, как это было  в старину. Городская «цивилизация» заманчива  и сильно привлекает падкую до новинок молодеж, приносящую из города в деревню вместе с "модной кофтой в три оборки" и модной солдатской песней и такие «модны» явления, от которых старикам приходится открещиваться, которые слу­жат базисом для коренной ломки взаимных от- ношений между селянами. И хотя эта ломка произ­водится медленно (так как деревня всеми мерами старается отстоять свою самостоятельность), но все таки она существуешь, выражаясь наиболее резко в этических воззрениях народа.
Материалы наши не полны, так как собирались они при исключительно неудачных условиях, и ка­саются они только одной стороны народной жизни; не смотря на это, мы все таки предлагаем их вниманию читателей по той причине, что городская цивилизация внешности всё более и более накла­дывает свою печать на деревенскую жизнь, «старосветские» обычаи постепенно исчезают, уступая место городской моде и, быть может, недалеко то время, когда и при более удобных условиях ра­боты исследователю народной жизни не удастся подметить и тех немногих фактов, которые ниже предлагаются вниманию читателей.

 


Семья крестьянина — это рабочая ассоциация, с более или менее правильным разделением труда и заработков. Так, домашнее хозяйство находится в исключительном ведении жены, полевое—в ведении мужа, хотя и здесь жена обязана работать наравне с мужем.


 
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

 

 

Владимир Ястребов - рецензия на сборник СТЕПЬ

в журнале КИЕВСКАЯ СТАРИНА 1887 год №1

 

Просмотров: 876 | Добавил: chudnov | Теги: Мария Ганенко, Елисаветградский уезд, Большая Выска, Владимир Ястребов, сборник СТЕПЬ 1886 года | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar