Главная » Статьи » Мои статьи |
Коменский жил на стыке двух эпох. Его философские взгляды коренятся в философии Ренессанса. Как известно, многие свои идеи он почерпнул у Бэкона, Вивеса и Кампанеллы. При всем том его философские устремления, цели, которые он ставит перед своей философией, и стиль его философского мировоззрения вполне характерны для его собственной эпохи: Барокко. Не индивидуалистическая точка зрения ренессансной эпохи отличает его, но “барочный универсализм"; не человек в его природности является исходным пунктом мысли Коменского, но человек в его отношении к Богу; его попытки построить философское мировоззрение в принципе не "монофоничны", а "полифоничны", и эта полифония возникает не из простой рядоположности различных элементов, но из объединения взаимопроникающих противоречий. Слово "пансофия", т.е. всемудрость, характеризует универсалистский основной тон мировоззрения Коменского. Хотя он и не был единственным "пансофом" своего века, т.е. мыслителем, стремившимся собрать все знание человечества в единую систему, однако никто не выступал за этот идеал с большей энергией; сам Коменский опубликовал только вводные части к своей "Пансофии", рукопись целого произведения была обнаружена лишь несколько лет назад. Никто не извлек из идеала пансофии столько важных и разнообразных выводов, как Коменский, - причем практических выводов, не относящихся к области фантастики, а направленных на конкретные жизненные вопросы, как организация научной работы, создание "универсального языка", примирение христианских вероисповеданий и т.д.
Всю эту работу Дм. Чижевского - смотрите по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1mxAGhJFs83lyDXbnlp21K1wus_-UywP2
*** Мы помещаем эту статью Чижевского в данном издании не только потому, что она посвящена одной из центральных тем изучения философского наследия Коменского - его места в системе западноевропейской философской мысли. Мы обращаемся к ней и потому, что нас не может не интересовать точка зрения первого и наиболее авторитетного исследователя "Вселенского совета об исправлении человеческих дел", которому мы прежде всего обязаны тем, что это главное философское произведение Коменского сегодня вообще имеется в нашем распоряжении.
На кончину Коменского Старец блаженный, теперь житель неложного мира, И даже сами мечты племя благое почтит.
*** Перевел с латинского В.В. Бибихин
| |
Просмотров: 524 | | |
Всего комментариев: 0 | |