Главная » Файлы » Мои файлы |
[ · Скачать удаленно (11.8 MB) ] | 22.10.2015, 23:23 |
Праця Д.І. Чижевського всебічно розкриває значення Г.С. Сковороди, як мислителя і поета, для словянських культур і світу.
ГРИГОРИЙ СКОВОРОДАНе искал ни жилища, ни пищи, В ссоре с кривдой и с миром не в мире, Самый косноязычный и нищий Изо всех государей Псалтыри. Жил в сродстве горделивый смиренник С древней книгою книг, ибо это Правдолюбия истинный ценник И душа сотворенного света. Есть в природе притин своеволью: Степь течет оксамитом под ноги, Присыпает сивашскою солью Черствый хлеб на чумацкой дороге, Птицы молятся, верные вере, Тихо светят речистые речки, Домовитые малые звери По-над норами встали, как свечки. Но и сквозь обольщения мира, Из-за литер его Алфавита, Брезжит небо синее сапфира, Крыльям разума настежь открыто. Арсений Тарковский
Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983. Существенным отличием Сковороды от западных теософов и мистиков является его восточная, православная религиозная база. Но ведь и у западных мистиков пользовались особым почитанием восточные отцы церкви (к чаще всего цитируемым в школе Екегарта произведениям принадлежат ареопагитики). А Сковорода чрез Киевскую традицию был хорошо знаком и с западными отцами церкви и западной теологией. Благодаря этой частичной общности базы и сходству их религиозного опыта, Сковорода во многом неожиданно и поразительно близок к западным мистикам. — Впрочем, детальное исследование исторических связей и зависимостей Сковороды не входило в задачу настоящего этюда. Показать, что философия Сковороды не случайный набор случайных мыслей, а органическое и целостное единство, было нашею главнейшею целью. Дмитрий Чижевский. ФИЛОСОФИЯ Г.С. СКОВОРОДЫ. Журнал "Путь" №19,1929 г., с. 56. «Філософія Г. С. Сковороди» є однією з найвідоміших праць видатного українського вченого Дмитра Чижевського (1894 — 1977). Уперше вона побачила світ іще 1934 року. Чижевський схильний розглядати філософію Сковороди як справжню серцевину нашої інтелектуальної традиції. «Сковорода, — писав він, — є останній представник українського духового барока, з другого боку, він — український «передромантик»: але бароко та романтика — саме ті періоди духової історії, що наклали на український дух найсильніший відбиток. Отож, Сковорода стоїть у центрі української духової історії...». У своїй книзі Чижевський на багатому джерельному матеріалі досліджує засади сковородинської метафізики, антропології, гносеології, етики. Універсалії та образи українського філософа яскраво увиразнені на тлі античного платонізму й неоплатонізму, патристики, середньовічної та новочасної (передовсім німецької) містики. Деякі тези, що їх уперше висунув і обґрунтував Чижевський, як-от думка про те, що творчість Сковороди є «коментарем» до Святого Письма, що вона посутньо пов’язана з містичною традицією, а найвиразнішими прикметами сковородинського «барокового стилю» є антитетичність і символізм, з часом перетворилися на усталені сюжети академічної сковородіани. | |
Просмотров: 804 | Загрузок: 244 | |
Всего комментариев: 0 | |