Главная » Файлы » Мои файлы

Дмитро Чижевський. Філософія Г.С. Сковороди.
[ · Скачать удаленно (11.8 MB) ] 22.10.2015, 23:23

Праця Д.І. Чижевського всебічно розкриває

значення Г.С. Сковороди, як мислителя

і поета, для словянських культур і світу.

 

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.

Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.

Есть в природе притин своеволью:
Степь течет оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Черствый хлеб на чумацкой дороге,

Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.

Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.

Арсений Тарковский
Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.
 

Существенным отличием Сковороды от западных теософов и мистиков является его восточная, православная религиозная база. Но ведь и у западных мистиков пользовались особым почитанием восточные отцы церкви (к чаще всего цитируемым в школе Екегарта произведениям принадлежат ареопагитики). А Сковорода чрез Киевскую традицию был хорошо знаком и с западными отцами церкви и западной теологией. Благодаря этой частичной общности базы и сходству их религиозного опыта, Сковорода во многом неожиданно и поразительно близок к западным мистикам. — Впрочем, детальное исследование исторических связей и зависимостей Сковороды не входило в задачу настоящего этюда. Показать, что философия Сковороды не случайный набор случайных мыслей, а органическое и целостное единство, было нашею главнейшею целью.

Дмитрий Чижевский. ФИЛОСОФИЯ Г.С. СКОВОРОДЫ. Журнал "Путь" №19,1929 г., с. 56.

 

«Філософія Г. С. Сковороди» є однією з найвідоміших праць видатного українського вченого Дмитра Чижевського (1894 — 1977). Уперше вона побачила світ іще 1934 року. Чижевський схильний розглядати філософію Сковороди як справжню серцевину нашої інтелектуальної традиції. «Сковорода, — писав він, — є останній представник українського духового барока, з другого боку, він — український «передромантик»: але бароко та романтика — саме ті періоди духової історії, що наклали на український дух найсильніший відбиток. Отож, Сковорода стоїть у центрі української духової історії...». У своїй книзі Чижевський на багатому джерельному матеріалі досліджує засади сковородинської метафізики, антропології, гносеології, етики. Універсалії та образи українського філософа яскраво увиразнені на тлі античного платонізму й неоплатонізму, патристики, середньовічної та новочасної (передовсім німецької) містики. Деякі тези, що їх уперше висунув і обґрунтував Чижевський, як-от думка про те, що творчість Сковороди є «коментарем» до Святого Письма, що вона посутньо пов’язана з містичною традицією, а найвиразнішими прикметами сковородинського «барокового стилю» є антитетичність і символізм, з часом перетворилися на усталені сюжети академічної сковородіани.

Категория: Мои файлы | Добавил: chudnov | Теги: Арсений Тарковский, Григорій Сковорода, Дмитро Чижевський
Просмотров: 804 | Загрузок: 244 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar