Статья известного слависта Д. И. Чижевского (1894-1977) «Достоевский и просвещение» (1975) – последняя большая работа ученого о Достоевском. При всем разнообразии тем, исследованных им
в 36 статьях и 12 рецензиях о Достоевском, тема просвещения и просвещенства оказалась одной из наиболее постоянных. Она косвенным образом возникает уже в первой статье чижевского о Достоевском – «Шиллер и “Братья Карамазовы”»(1929). Затем мы обнаруживаем ее в целом ряде работ ученого: «К проблеме “Двойника”: (Из книги о формализме в этике)» (1929), „Fedor Dostoewskij: Auseinandersetzung mit dem Aufklarung“(1931), «Достоевский-психолог» (1931), в круге работ о Страхове и Достоевском 1933-1947 гг. Концепция русского просвещения рассматривается Д. И. Чижевским не только в его работах о Достоевском. Этой теме посвящены части принципиально важных для понимания его научного наследия монографий: «Гегель в России» (1934, 1939) и «Russland zwischen Ost und West. Russische Geistesgeschichte II. 18-20. Jahrhundert» (1961). Одним из основных философских источников концепции Чижевского явилась «Феноменология духа» Гегеля. Одним из главных жизненных истоков – его опыт переживания русской революции и победы большевизма, непримиримым оппонентом которого он оставался до конца своих дней. В истории русской мысли Достоевский всегда оставался для Д. И. Чижевского борцом с «культурным небытием» просвещенства, духовно породившего в XX веке в России поколение революционеров-большевиков.
Перевод М. Кармановой, подготовка публикации А. Tоичкиной, Р. Данилевского.
***
Это доклад Ди. Чижевского на симпозиуме, посвященном Достоевскому в St. Wolfgang, 24 августа 1974. [Перевод с немецкого языка М. Кармановой сделан по изданию: Dostoevskij und die Aufklдrung von Dmitrij Tschiževskij. Skripten des Slavischen Seminars der Universitдt Tubingen. Nr.5. Tubingen, 1975. 30 s. Пользуемся возможностью поблагодарить Ирину Валявко за предоставленный текст статьи.
***
Публикация в формате PDF - ссылка для скачивания в верху страницы под названием.
|