Главная » Файлы » Мои файлы

КТО, ЧТО и КАК читал Дмитрия Чижевского в СССР и УССР
[ · Скачать удаленно (13 MB) ] 28.02.2018, 22:58

По материалам архива Владимира Янцена - Галле, Германия

Из личного архива Д. И. Чижевского

в Институте славистики

(с 2008 г. на обработке в отделе рукописей и редких книг)

Галльского университета

 

Папка: 50

Ед. хр.: 4

 

 

Д. О. Святский. Два письма Д. И. Чижевскому (1929)

Публикация Владимира Янцена и Александры Тоичкиной

____

 Д.О. Святский: Два письма Д.И. Чижевскому (1929). Публикация Владимира Янцена (Halle/Saale) и Александры Тоичкиной (Санкт-Петербург) // Дмитрий Чижевский и европейская культура. Colloquia Litteraria Sedlcensia. Тoм IV. Под ред. Р. Мниха и Ю. Урбан. Дрогобич – Siedlce 2010. C. 295–298.

 

1

 

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

ЛЮБИТЕЛЕЙ

М И Р О В Е Д Е Н И Я

Л Е Н И Н Г Р А Д

Улица Союза Печатников, 25 – А

Тлф., 1 – 80 – 28

Секретарь: улица БЛОХИНА, 8-а, кв. 24

 

«23» ноября 1929 г. Многоуважаемый Коллега

№ =

 

Академик В. И. Вернадский обратил мое внимание на Вашу работу, помещенную в «Етногр. Вiснике», № 8 за 1929 г., в которой Вы даете обзор новых работ по истории астрологии за период 1913–28 гг. В ней Вы выражаете сожаление, что вопрос об истории астрологии в России не обследован. Но это не совсем так. Я еще в 1923 г. написал небольшую, популярного рода, работу «Астрология перед судом современной науки», в которой была глава, посвященная истории астрологии в России. К сожалению, издательство приобревшее у меня эту рукопись, не смогло ее напечатать и, в конце концов, возвратило ее мне вследствие ликвидации своих дел. Между тем, работая по истории астрономии в России, о чем Вам, вероятно, В. И. говорил, я попутно не мог не касаться и астрологии, и в своих опубликованных работах нередко подолгу останавливался на астрологии в России, что, повидимому, осталось Вам неизвестным, чем я только и могу объяснить умолчание о моих трудах. Из них могу Вам, к сожалению, послать только оттиски тех, которые у меня еще имеются |Николай Любчанин, Звезда-Чигирь|. Из других назову: «Астрономическая книга „Шестокрыл“ на Руси XV века» |«Мироведение» 1927 г. № 2|, «Звезда Петра I»| Там же, № 3|. Кроме того имеются еще ненапечатанные, но зачитанные в «Комиссии по истории знаний при Академии Наук» две работы: «Астрономия |и астрология| в России накануне Петровских реформ» и «Русский трактат |астролого-астрономический| о кометах первой половины XVII стол.». Последний обнаружен мною в одной рукописи и для Вас интересен тем, что автор трактата |попросту церковной проповеди – священник, если не Украинский, то Белорусский, обнаруживающий большую ученость – эрудицию, при чем известен и год его рождения – 1577, как это видно из текста. Говорил же он проповедь по поводу явления кометы 1618 г. Я сначала думал, что это Захария Копыстенский, но потом, сравнивая его проповеди, увидел, что стиль моего автора совсем другой и украинизмов у него значительно меньше и, как некоторые наши ученые думают, это скорее белорусс. Не поможете-ли Вы в данном случае отыскать автора?

Ваше замечание, что в Москву астрологию принесли украинцы Скабинский, Богомодлевский и Белобоцкий требуют разъяснения. Не укажете ли основание такого мнения и ссылки на них. Я думаю, что это было значительно раньше. Астрология к нам могла явиться через Схарию, выходца из Кафы в Киев, а оттуда в Новгород и затем в Москву во второй половине XV века. [Относительно] Причисление Вами рассказов о составлении гороскопа Петра Симеоном Полоцким и Дмитрием Ростовским к ряду астрологических анекдотов, на мой взгляд, рискованно. Относительно последнего, правда, нет доказательств, но Симеон Полоцкий несомненно занимался астрологией и составлял гороскопы для царствующего дома, как это думал Полевой (см. «Русский Вестник» 1842 г. № 2 – репродукция-реставрация гороскопа Петра – астрономом Лекселем). Гороскоп Иоанна Антоновича составлялся не Эйлером, а академиком Крафтом, как это следует из рассказа Штелина.

Пока остановлюсь на этом, хотя очень о многом бы хотелось написать Вам и сказать и спросить, но я не уверен, как дойдет до Вас это мое письмо, я ведь не знаю Вашего адреса и пишу наугад. Буду ждать скорого ответа.

В заключение вопрос: не являетесь ли Вы Дмитрием Ивановичем Чижевским из Александрии Херсонской, сыном Ив. К. Чижевского. Если да, то ведь мы с Вами знакомы и Вы – бывший мировед? Но, быть может, совпадение имени и фамилии чисто случайное и тогда простите.

Еще одна просьба – переведите точно запись одной летописи о небесном явлении: «Деялося в року 1747, дня мая 27, як Господь Бог спустив плягу в Белокмени град такий як коваль жужелицю выкидае з огня. Тое деялося на отдание праздника перед Вознесением Христовым». Как понимать слова «пляга» и «жужелица», т.е. идет ли речь о болиде-метеоре или дожде падающих звезд?

Итак буду ждать ответа. Адрес мой: Ул. Союза Печатников 25А. Даниилу Осиповичу СВЯТСКОМУ.

С полным уважением Д. Святский.

В «Русском астрономическом календаре» на 1929 г. «изд. Нижегородского Кружка Любителей Физики и Астрономии» на стр. 184 напечатана небезинтересная для Вас моя «программа по изучению народной космографии».

 

Даниил Святский

 

2

 

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

ЛЮБИТЕЛЕЙ

М И Р О В Е Д Е Н И Я

Л Е Н И Н Г Р А Д

Улица Союза Печатников, 25 – А

Тлф., 1 – 80 – 28

Секретарь: улица БЛОХИНА, 8-а, кв. 24

 

«6» декабря 1929 г. Многоуважаемый

№ – Дмитрий Иванович

 

При сем посылаю без изменений то письмо к Вам, которое было возвращено мне из редакции «Етнографич. Вiсн.» с указанием Вашего заграничного адреса. Указываемые в письме брошюры препровождаю Вам отдельной бандеролью вместе с № «Мироведения», в котором содержится моя работа о «Шестокрыле». Прилагаю также последнюю работу только что напечатанную в «Мироведении» о Белозерском метеорите.

Мое предположение, что Вы именно тот Дм. Ив., о котором я говорил, повидимому, верно, так как совпадает не только имя и фамилия, но и отчество. Очень рад. Ваш Д. Святский.

 

 

Результаты поиска публикаций Святского в Галльской библиотеке Ч.:

 

Следов упоминаемых в письме статей Святского в галльской библиотеке отыскать не удалось, т.к. в ее каталоге, изданном А. Рихтер и А. Августином в 2003 г. (Dimitrij I. Tschizewskij und seine hallesche Privatbibliothek: bibliographische Materialien / Angela Richter (Hg.). Bearb. von A. Augustin und A. Richter
Münster [u.a.] : LIT, 2003), периодические издания и отдельные оттиски не учитывались (т.е. не вошли все журналы, оттиски и газетные вырезки). Но неописанное собрание отдельных оттисков и журналов в библиотеке имеется и вполне возможно, что при дальнейшей обработке архива какие-то публикации Святского будут еще обнаружены.

 

 

Материалы из интернета:

 

Гонения на интеллигенцию и уничтожение независимых обществ. форм продолжалось и в последующие годы. Таковы "дела" Рус. об-ва мироведения (1931; С. В. Муратов, Д. О. Святский, В. А. Казицын и др.)

 

Даниил Осипович Святский (1881–1940) – русский астроном и метеоролог, историк и популяризатор науки, потомственный почетный гражданин.

Познакомившись с народовольцем Николаем Александровичем Морозовым, под его влиянием увлекся изучением истории астрономии и астрологии на Руси. Позднее выпустил брошюру о христианской иконографии “Страшный суд как астральная аллегория“ и книгу “Астрономические явления в русских летописях“. (Об этой работе упоминает Я. Перельман в своей “Занимательной астрономии“.)

Будучи ученым секретарем Центрального бюро краеведения и редактором журнала “Мироведение“ (1910–1930), написал книгу “Справочник краеведа-любителя природы (о собирании растений, изучении местной фауны, наблюдении над сменой природных явлений)“ (1926).

Как известно, после многократных наблюдений и тщательного изучения влияния солнечных бурь на земные явления русский биофизик А. Л. Чижевский в 1915 году впервые публично высказал мысль, что разнообразные процессы на нашей планете (бури и грозы, рождаемость и эпидемии, пожары и урожайность) циклично связаны с магнитной активностью Солнца.

Менее известно (или почти неизвестно), что в эти же годы и независимо от Чижевского русский астроном Д. О. Святский, проанализировав ход общественно-исторического развития Руси и России в течение нескольких веков, обнаружил, что “знаковые“ события на нашей земле (войны и восстания, бунты и мятежи, перевороты и революции) происходили, как правило, в “беспокойные“ солнечные годы, то есть в годы максимальной солнечной активности. Даниил Осипович, помимо прочего, предполагал продолжить исследования этой взаимосвязи (корреляции), но...

Весной 1930 года Святского арестовали “за вредительство“. Обвинения, предъявленные ему, были фальсифицированы, а некоторые – просто смехотворными. Например, Даниил Осипович обвинялся в том, что предложил назвать (в связи с приближающимся 250-летием Петра I) именем Петра Великого новую звезду, вспыхнувшую в созвездии Лисички незадолго до рождения будущего императора.

Тем не менее наказание оказалось нешуточным: после длительного содержания в тюрьме он был осужден на три года и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно, но через три года в связи с усилением репрессий “на всякий случай“ выслали в Казахстан с лишением избирательных прав. Там он работал метеорологом и самоотверженно продолжал заниматься научными изысканиями.

В 1935 году вышла в свет его научно-популярная брошюра “Что такое стратосфера“. Через год Святский был неожиданно уволен (“ввиду несоответствия...“), год оставался без работы, а полтора года перед скоропостижной кончиной трудился агрометеорологом в Актюбинске. Свой самый большой научный труд “Очерки истории астрономии в Древней Руси“ Даниил Осипович завершил в ссылке в 1938 году, однако опубликован он был лишь через двадцать лет...

 

 

Книга: Д.О. Святского “Астрономия Древней Руси“
24.10.2007 12:30 | Людмила Завадская/ГАИШ, Москва

Вышла новая книга Д.О. Святского "Астрономия Древней Руси". В неё вошли две его главные работы: “Астрономические явления в Русских летописях с научно-критической точки зрения“ (1915), а также “Очерки истории астрономии Древней Руси“(1961–1966). [Книга выпущена издательством “Русская Панорама“.]

Это первая книга выдающегося историка астрономии Даниила Осиповича Святского, вышедшая в свет через 67 лет после его смерти. Всякий исследователь, в XX в. приступавший к тем или иным вопросам истории астрономии и календаря на Руси, не мог пройти мимо точек зрения Д.О. Святского – просто потому,что тот первым или одним из первых осветил очень многие такие сюжеты.

Книгу “Астрономические явления в Русских летописях“ Д.О. Святский создал в сотрудничестве с блестящим и совсем молодым в ту пору астрономом М.А. Вильевым – именно “Канон затмений“ Вильева лежит в основе исследования Святского. Комментарии к книге написаны доктором физико-математических наук Михаилом Леонидовичем Городецким. Кроме того в подготовку переиздания, внес свой вклад видный исследователь – ныне покойный Виталий Александрович Бронштейн, написавший биографический очерк о Святском.

 

РАБОТА:

Дмитро Чижевський. Нові досліди над історією астрології. (1913-1928)

ЕТНОГРАФІЧНИЙ ВІСНИК кн.8.

За загальним редагуванням

акад. Андрія Лободи та Віктора Петрова.

У Київі - 1929, -

доступна по ссылке в самом верху

этой страницы.

Категория: Мои файлы | Добавил: chudnov | Теги: Dr. Wladimir Janzen, астрология, Владимир Янцен, Владимир Вернадский, Дмитрий Чижевский, история культуры
Просмотров: 514 | Загрузок: 202 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar