Главная » Статьи » Мои статьи

Дмитрий Чижевский. Ян Амос Коменский и западная философия

Коменский жил на стыке двух эпох. Его философские взгляды коренятся в философии Ренессанса. Как известно, многие свои идеи он почерпнул у Бэкона, Вивеса и Кампанеллы. При всем том его фи­лософские устремления, цели, которые он ставит перед своей фило­софией, и стиль его философского мировоззрения вполне характерны для его собственной эпохи: Барокко. Не индивидуалистическая точка зрения ренессансной эпохи отличает его, но “барочный универсализм"; не человек в его природности является исходным пунктом мысли Коменского, но человек в его отношении к Богу; его попытки по­строить философское мировоззрение в принципе не "монофоничны", а "полифоничны", и эта полифония возникает не из простой рядоположности различных элементов, но из объединения взаимопроникаю­щих противоречий. Слово "пансофия", т.е. всемудрость, характеризует универсалистский основной тон мировоззрения Коменского. Хотя он и не был единственным "пансофом" своего века, т.е. мыслителем, стре­мившимся собрать все знание человечества в единую систему, однако никто не выступал за этот идеал с большей энергией; сам Коменский опубликовал только вводные части к своей "Пансофии", рукопись целого произведения была обнаружена лишь несколько лет назад. Никто не извлек из идеала пансофии столько важных и разнообразных выводов, как Коменский, - причем практических выводов, не отно­сящихся к области фантастики, а направленных на конкретные жиз­ненные вопросы, как организация научной работы, создание "универ­сального языка", примирение христианских вероисповеданий и т.д.
Если у других авторов "пансофия" часто становилась путем к Богу через природу, - путем, на котором искатели, однако, никогда не при­ходили к Богу, но все больше блуждали в лесу алхимии и сокровенного знания, - то Пансофия Коменского означала реализацию отличитель­ного для периода Барокко порыва: от идивидуалистической богоотдаленности Ренессанса вновь возвратиться к христианскому Богу.

 

Всю эту работу Дм. Чижевского - смотрите по ссылкеhttps://drive.google.com/open?id=1mxAGhJFs83lyDXbnlp21K1wus_-UywP2

 

***
В 1934 г. в архиве сиротского дома в Галле Чижевский нашел рукопись "Вселенского совета об исправлении человеческих дел", которая долгое время считалась утерянной, и в ряде своих публикаций дал ее первые описания. Настоящая статья Comenius und die abendländische philosophie, написанная Чижевским где-то в первой половине 50-х годов, взята из сборника: Cizevskij Dmitrij. Aus zwei Welten. Beitrage zur Geschichte der Slavischwestlichen literarischen Beziehungen. Mouton & Co. Printers, The Hague, 1956. S. 155-164. Её перевел с немецкого В.В. Бибихин.

Мы помещаем эту статью Чижевского в данном издании не только потому, что она посвящена одной из центральных тем изучения философского наследия Коменского - его места в системе западноевропейской философской мысли. Мы обращаемся к ней и потому, что нас не может не интересовать точка зрения первого и наиболее авторитетного исследователя "Вселенского совета об исправлении человеческих дел", которому мы прежде всего обязаны тем, что это главное философское произведение Коменского сегодня вообще имеется в нашем распоряже­нии.

 

 

На кончину Коменского

Старец блаженный, теперь житель неложного мира,
Чье описание нам ты заботливо дал!
Наши ль людские дела и несчастные распри, свободный,
Зришь с высоты, скорбя зрелищем нашей беды,
Или Вершину Вещей, так что таинства мира открылись
Пансофии твоей, скрытые здесь на земле, -
Не оставляй надежд; твои замыслы смерть пересилят;
Почва хранит семена, ты рассевал их не зря.
Скоро потомство пожнет урожай, зеленеют уж всходы,
Судьбы сумеют сдержать все обещанья свои.
Мало-помалу себя являет природа счастливцам,
Только б усилья свои соединить мы могли.
Время придет, и твои, Коменский, деянья, надежды

И даже сами мечты племя благое почтит.

 

***

Перевел с латинского В.В. Бибихин


Из книги Я.А.Коменский. Сочинения. - М.: Наука, 1997.

Категория: Мои статьи | Добавил: chudnov (14.04.2019) | Автор: Alexandr Chudnov E W
Просмотров: 468 | Теги: Дмитрий Чижевский, Владимир Бибихин, Ян Амос Коменский, западно-европейская философия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar